Как проверить электродвигатель мультиметром

Электропроводка

Работу современной бытовой техники невозможно представить без электродвигателей. В длинном списке значатся: швейные машины, беговые дорожки, DVD плееры, дрели, шуруповерты и т.д. В промышленности тоже используются указанные устройства, но они позиционируются высокой мощностью. Поломки агрегата случаются нередко, и потому домашнему электрику следует знать, как всесторонне проверить электродвигатель мультиметром, чтобы выполнить ремонт.

Конструкция электродвигателя

Назначение сложных устройств заключается в трансформации электрической энергии в механическую силу, чтобы обеспечивать функционирование периферийных механизмов: шестерен, роликов, валов и т.д. Знать, как проверить электродвигатель мультиметром должен каждый домашний электрик. Навыки, безусловно, пригодятся, когда из строя выйдет бытовая техника, потому что неисправности: беговых дорожек, пылесосов, нередко связаны именно с электромеханическим преобразователем.

Особенности конструкции электромотора заключаются в используемых при сборке деталях. Электрическая машина состоит из нескольких основных узлов:

  • неподвижного статора;
  • подвижного ротора;
  • компонентов электросхемы: транзисторов, резисторов, диодов и пр.

Если углубиться в подробности, компоновка электромеханического преобразователя покажется сложной, потому что при сборке используются: подшипники, втулки, электрическая обмотка, диэлектрики и прочие конструкционные элементы. Но хороший электрик всегда знает, как разобрать, собрать и проверить электродвигатель 220 Вольт мультиметром или аналогичным прибором.

Интересно! Двухтарифный счетчик электроэнергии

Классификация электродвигателей

С целью лучшего понимания вопроса, необходимо подробней рассмотреть классификацию электромеханических преобразователей:

  1. Синхронные. Эксплуатируются в цепях переменного тока, отличаются постоянной частотой вращения ротора.
  2. Серводвигатели. Встраиваются в сеть постоянного тока. Позиционируются высокой мощностью и скоростью вращения вала.
  3. Переменного тока. Они востребованы при сборке оборудования бытового и промышленного назначения.
  4. Асинхронные. Используются в цепях переменного тока и подразделяются на 2 типа – с фазным и короткозамкнутым ротором.
  5. Линейные. Особенность агрегатов заключается в прямолинейном перемещении статора и ротора относительно друг друга.
  6. Шаговые. Электрические импульсы обеспечивают механические дискретные передачи.
  7. Постоянного тока. Они эксплуатируются, где требуется высокие эксплуатационные и динамические показатели при регулировании электроприводов.

Чтобы знать, как проверить электродвигатель мультиметром при напряжении 220, 380 Вольт, необходимо понимать особенности конструкции устройств и изучить матчасть по электрике.

При выборе электромотора учитывают размеры, специфику питания, напряжение, число оборотов в минуту и мощность. Тепловые двигатели заметно уступают описываемым агрегатам по компактности, сопоставимой мощности и другим критериям. Эксплуатация электродвигателей не связана с выделением продуктов распада, пара, что обеспечивает экологическую безопасность. Электрическими машинами оснащаются: станки, трамваи, электровозы и бытовая техника. Чтобы решить вопрос, как проверить электродвигатель на исправность мультиметром в линии 220 Воль необходимо знать тип электромеханического преобразователя.

Какие электромоторы легко проверяются мультиметром

Обслуживанием и ремонтом электромоторов функционирующих в промышленности занимаются специальные службы. Гораздо больший интерес представляет вопрос, как домашнему мастеру проверить ротор, статор электродвигателя мультиметром не пользуясь услугами сервисных центров. Если мужчина обладает базовыми знаниями по электрике и способностью разобрать, правильно собрать электромеханический преобразователь, работы не будут представлять серьезных трудностей.

Используя электроизмерительный прибор, домашний мастер сможет измерить показатели:

  • напряжение (постоянное или переменное);
  • параметр активного сопротивления;
  • работоспособность конденсаторов, диодов и прочих элементов цепи;
  • целостность электролинии.

Электромоторы, используемые в бытовом оборудовании: пылесосах, кондиционерах, легко тестируются. Но, чтобы проверить: ротор, статор, обмотку электромотор необходимо разобрать с использованием отверток, гаечных ключей, плоскогубцев.

Интересно! Кто изобрел электричество — история открытия

Определение замыкания обмоток на корпус

Если произошло замыкание агрегат, ка правило, нагревается. Если отмечаются характерные неполадки, работу устройства следует остановить и выполнить диагностику. Ниже представлено несколько распространенных способов, как быстро проверить обмотку электродвигателя мультиметром при напряжении 220 Вольт.

  1. Визуальный осмотр. Устройство необходимо разобрать и на обмотке постараться найти обгоревшие части.
  2. Применение мегомметра. Берется один щуп и прикладывается к выходу обмоток, а второй – к корпусу электромотора.
  3. Методом прозвона. Чтобы сверить результаты сопротивлений, каждую обмотку следует прозвонить мультиметром. Если замкнуло несколько витков, указанный метод будет малоэффективным.

Перед выполнением работ электромотор следует заземлить.

Шарик от подшипника и трехфазный трансформатор тоже позволят электрику определить неполадку. Нельзя использовать метод, если агрегат подпитывается от напряжения 380 Вольт. Порядок действий:

  • устройство необходимо разобрать;
  • подать на статор три фазы;
  • бросить в пространство статора стальной шарик;
  • когда металлический предмет после нескольких витков остановится – в этом месте следует искать замыкание.

То есть, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром должен знать каждый электрик.

Проверка обмоток на обрыв в электромоторе

Ток может отсутствовать по причине обрыва одной из фазы. Прежде чем решить, как всесторонне проверить якорь электродвигателя качественным мультиметром, следует убедиться, что в прочих фазах токовое значение не превышает стандартные показатели. В указанном примере берется электроизмерительный прибор, тестируется сопротивление и прозванивается каждая обмотка.

Комментарий эксперта. В сложившихся реалиях встречаются электрические машины переменного, постоянного тока, шаговые, линейные и прочие. В зависимости специфики эксплуатации оборудования: промышленного, бытового применяются и электродвигатели. То есть домашний электрик должен знать, как проверить электродвигатель мультиметром в электрической цепи 220 Вольт.

Узнать целостность проволоки на электромеханическом преобразователе, функционирующем от 220 V нетрудно. Нужно прозвонить две обмотки – пусковая и рабочая. Расхождения в измерении должны составлять полтора раза. Если агрегат функционирует от напряжения 380 Вольт, он разбирается и проверяется каждая обмотка. Превышение разницы в 5% при выполнении замеров сигнализирует о неполадках.

Интересно! Как соединять розетки

Проверка коллекторного электродвигателя

При проверке современных устройств используется несколько способов. Если перестал функционировать коллекторный электромеханический преобразователь, определить неисправность позволит мультиметр.

  1. Переключатель поставить в характерное положение.
  2. Попарно измерить сопротивление пластин.
  3. Замерить Омы среди коллектора и корпуса якоря.
  4. Проверить стартерные обмотки.
  5. Межу выводами стартера и корпусом тоже следует измерить сопротивление.

Расширенные знания в данной области позволят новичку узнать, как проверить якорь электродвигателя мультиметром в домашних условиях.

Чтобы проверить якорь, следует демонтировать щетки, а к пластинам подвести напряжение до 6 Вольт. Дальше предстоит измерить падение тока. Кроме стартера необходимо проверить цепь между корпусом и выводами обмотки. При пробое на корпус, подключать электромотор в сеть нельзя. Нужен ремонт.

Проверка статора на межвитковые замыкания

Классификация электромоторов не влияет на количество поломок. Больше половины случаев неисправностей приходится на межвитковые замыкания. С целью проверки электромеханического преобразователя, устройство придется разобрать. Главным признаком неполадки считается неравномерное распределение тепла по корпусу, где будут ярко выделяться очень теплые и холодные зоны. Основной причиной служит перегрузка по току, когда агрегат на протяжении длительного времени функционирует под большой нагрузкой, превышающей номинальную величину.

Воздействие тепла на стартерную обмотку, когда изоляционные материалы начинают плавиться, красноречиво свидетельствует о неисправности. Соединение витков от чрезмерного тока и разрушение изоляции приводит к короткому замыканию. Один из способов определения неполадок включает в себя использование токовых клещей. Берется каждая фаза и измеряется нагрузка. Признаком замыкания может считаться увеличение напряжения на одной из линий.

Отремонтировать агрегат без помощи электрика сможет не каждый мужчина. Разные неисправности устройства осложняют вопрос и потому, чтобы починить электродвигатель, необходимо обладать знаниями.

Оцените статью
Все об электричестве и электромонтаже.
Добавить комментарий